Конституционный суд РФ запретил Татарстану переходить на латиницу
16 ноября 2004 года

Поводом для рассмотрения дела о латинице стало обращение Госсовета РТ в КС РФ, в котором законодательная власть республики пыталась оспорить полномочия федерального центра в установлении графической основы национальных языков, используемых в субъектах РФ в качестве государственных, только на основе кириллического алфавита. По мнению татарстанского парламента, вопрос о переводе татарского языка на латинскую графику укладывался в полномочия республики согласно Конституции РФ, а запрет федеральных органов в переходе на латиницу (выразившийся в поправке к закону «О языках народов РФ») – напротив, представлял из себя нарушение конституционных принципов.
5 октября в КС РФ прошли первые и единственные слушания по латинице, на которых представители федеральных органов власти активно высказались и против перехода на другую графическую основу, и против излишней самостоятельности Татарстана в решении подобных вопросов. Представитель Госдумы в КС РФ Елена Мизулина пыталась обвинить Татарстан в разжигании сепаратизма, что, по словам спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, стало свидетельством попытки перевода чисто правового вопроса в политическое русло. Тогда же господин Мухаметшин заявил „Ъ“, что не рассчитывает на положительное решение Конституционного суда РФ по своему запросу.
Конституционный суд оправдал ожидания татарстанского спикера. Хотя судом и было признано, что вопрос графического написания того или иного национального языка РФ является полномочием субъекта, фактическая реализация этого полномочия осталась в ведении федерального центра. Председатель КС РФ Валерий Зорькин сообщил, что субъект федерации имеет право изменить графическую основу национального языка, но эти изменения должны быть мотивированы «происходящими в обществе культурными и социально-историческими переменами». Субъект, согласно решению КС РФ, вправе заявить об этом федеральному центру, чтобы тот, в свою очередь, «констатировал и легитимировал» изменение графической основы. Вдобавок суд резюмировал, что норма федерального закона «О языках народов РФ», вызвавшая сомнения у татарского парламента, не противоречит Конституции РФ.
Как сообщил „Ъ“ после окончания заседания суда Фарид Мухаметшин, «для нас было важно, чтобы суд определил, на что распространяются полномочия субъекта в этом вопросе, а что остается за федеральным центром». Он оценил решение суда как «в целом объективное» и заверил, что республика этому решению подчинится. Господин Мухаметшин пообещал, что Госсовет Татарстана не станет обращаться в международные правовые инстанции с этим вопросом. «Однако не исключено, что это сделает какой-нибудь гражданин республики, в частном, так сказать, порядке», — сообщил „Ъ“ Фарид Мухаметшин. Он также подтвердил намерения республики продолжать эксперимент по обучению татарскому языку на латинице в нескольких республиканских школах, в случае успеха которого Татарстан сможет на основе полученного опыта обратиться к федеральным органам власти по тому же вопросу.
Активная противница перехода на латиницу Елена Мизулина, присутствовавшая на заседании КС РТ, пожелала Фариду Мухаметшину удачи. «Она понадобится ему, чтобы объяснить в республике это решение, чтобы убедить всех, кто оппонировал данному решению, и чтобы это решение было исполнено», — с нажимом на последнем слове заявила госпожа Мизулина.

Екатерина Воробьева, "Коммерсантъ-Казань".